Добро пожаловать в Готэм - город, который идеально сочетается с осенней погодой в Центральной России. Новый “Джокер” абсолютно весь, как эта осень, - грустный, печальный, с каплями дождя на стекле, как со слезами на глазах. Артур Флек - просто еще одно маленькое пятно в Готэме, где никто никого не замечает. И хоть этот клоун пытается быть ярким, пустота и темнота города съедает все краски. Джокер в исполнении Хоакина Феникса - настоящий меланхолик, разбитый одиночеством человек, у которого осталась лишь больная мама и пара знакомых на работе.

Первое, что, как мне кажется, нужно знать о “Джокере” - это не кинокомикс. Не тот яркий фильм, выглядящий как глянцевая обложка очередного журнала с картинками. Тодд Филлипс переосмысляет хорошо знакомую историю психопата-убийцы Джокера и придумывают свою версию происхождения персонажа. Этот персонаж не выжил чудом, после того, как его окунули в кислоту - Артур Флек был выплюнут обществом (кажется, между кислотой и обществом не такая уж и большая разница). Этот фильм настолько психологически глубок, что задумываешься о том, как легко сделать из человека злодея. В момент, когда Артуру Флеку нужен был рядом человек, просто человек - такого не было. А когда приятели навещают Артура дома, становится уже поздно.

“I think my death makes more cents than my life” (“Я думаю, что моя смерть имеет больше смысла/принесет больше центов, чем моя жизнь”). Это предложение, написанное корявым почерком в дневнике Артура Флека, замечательно раскрывает персонажа: он безграмотный, обреченно одинокий, размышляющий о смерти, и оценивающий свою жизнь в центах. Даже не в долларах. А ведь Хоакин Феникс играет комика! Порой может быть действительно смешно, но уже вскоре смех сменяют скупые слезы и обреченность. “Джокер” про то, как чувствует себя до боли одинокий в большом городе человек.

Кроме замечательно продуманного персонажа и великолепной актерской игры Хоакина Феникса (его “джокерский” смех называют самым аутентичным) существует немало вещей, благодаря которым “Джокер” получил “Золотого льва” и претендует на несколько “Оскаров”. Оператор Лоуренс Шер снимает с рук в стиле лучших фильмов 70-х, вся картина пронизана атмосферой того Голливуда. Голливуда, в котором нигилизм и пессимизм был мейнстримом, снимать предпочитали вживую и на улицах, а картинку не “вылизывали” до идеала. Главным референсом для “Джокера” стал “Таксист”, а Мартин Скорсезе, в свою очередь, - вдохновителем.

Финал картины, конечно, оставляет после себя намного больше вопросов, чем ответов. Артур Флек рисует на своем лице улыбку кровью, но мы не понимаем, это реально или нет? Брюс Уэйн еще только подрастает, так что кому он будет мстить, когда вырастет? Каким будет Бэтмен в этой реальности? Что произойдет с набирающим силу протестом и его лицом - Джокером? В общем, стоит смотреть этот фильм очень внимательно. Кажется, даже на время повторного просмотра “Джокер” приготовил нам немало сюрпризов.

Никита КУЛИКОВ