“В 90-е убивали людей, и все бегали абсолютно голые” - эти строчки из песни Монеточки как нельзя лучше подходят дебютному фильму Бориса Акопова “Бык”. Кстати, клип на песню “90” Монеточка снимала в стиле “Брата”, и шедевр Балабанова тоже отлично подходит по духу “Быку”. В общем, вокруг “лихих” времен сформировался огромный пласт культурных самородков, которые вдохновляют до сих пор. “Бык” - лишь один из представителей направления, но фильм точно стоит посмотреть всем любителям темы.

Честно говоря, “Бык” - это яркий клип. Череда “сцен” из жизни эпохи под соответствующую музыку. Тут вам и Юра Шатунов с “Ласковым Маем”, группа “Химера”, “Лесоповал”, “Комбинация”. В одном ряду стоят песни, которые вроде бы не сочетаются, но Акопов сам так не думает. И это не выглядит плохо, это отлично. Я сам об эпохе Бориса Ельцина могу узнавать только из книг и фильмов, но и режиссер - тоже не герой своей картины. “Бык”, как и песня Монеточки, - череда стереотипов о девяностых в современном представлении. Бандиты, миграция, драки, убийства и полный развал всего. Акопова можно обвинить в том, что он раскрывает лишь одну сторону времени. Но он же не историк.

Борис Акопов - режиссер, и он рассказывает историю, которую хочет рассказать. В его 90-х есть бандиты, есть стачки, но еще есть и единение, командный дух, семейные ценности и тяжесть жизни. Конечно, есть и любовь. История Миши и Тани - это хороший пример влияния эпохи на чувства. Романтика и безбашенность сочетаются с поразительной искренностью и детскостью. И всё это под оглушительный звук выстрелов и взрывов.

Фильм “Бык” - это ещё и про стиль. Результат того, что сейчас мы везде пытаемся найти эстетику. Мы пытаемся влюбляться в панельные дома, ржавые качели, закаты за облаками и дешевую водку. “Бык” приносит эстетическое удовольствие тем, как мне кажется, кто восторгается эстетикой именно такой российской жизни.

Однако все разговоры про музыкальную составляющую, клиповость, стиль и эстетику не могут отменить факт того, что Борис Акопов снял хороший фильм. Это крепкий дебют, который не случайно выиграл Кинотавр и получил приз за операторскую работу на фестивале. Здесь классный сценарий, картина держит в напряжении, в нём есть замечательная актерская работа. И пусть “Бык” не удивляет чем-то новым для зрителя, а говорит о знакомом нам всем, но он точно способен увлечь и вызвать к дискуссии любого.

Никита КУЛИКОВ